Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Московский комсомолец на Алтае: 11-14.06.2013г.- Интервью Директора ТФОМС Алтайского края М.Д. Богатыревой

Основная цель – качество и эффективность

 Главная задача медицинского страхования — гарантировать гражданам получение доступной и качественной медицинской помощи, оплачиваемой за счет государственного источника, каким являются средства бюджета фонда обязательного медицинского страхования. Накануне праздника директор Территориального фонда ОМС Алтайского края М.Д. Богатырева рассказала о финансировании медицинской помощи, результатах национального проекта «Здоровье», и, конечно же, о новых направлениях работы.

- В последнее время много говориться о реформировании. Какие изменения произошли в системе ОМС и в здравоохранении в последнее время?

- Поэтапные изменения финансовых, организационных и правовых механизмов ОМС заложены в Федеральном законе от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Работа, которую проводит Администрация края, Главное управление по здравоохранению и Фонд направлена на улучшение финансирования здравоохранения, повышение его структурной эффективности, обеспечение качества и доступности медицинской помощи. С этой целью в крае в течение двух лет реализована масштабная программа модернизации здравоохранения. Беспрецедентные вложения, сделанные в отрасль, позволили укрепить материальную базу лечебных учреждений, обеспечили внедрение стандартов, новых информационных технологий и рост заработной платы медицинских работников. Кроме того, край стал одним из лидеров по привлечению молодых специалистов на село. По программе «Земский доктор» в районы приехали работать 267 врачей. Хочу отметить, что Программа продлена на 2013 год, в нее включены также рабочие поселки, благодаря чему кадровое подкрепление смогут получить и эти населенные пункты Алтайского края.

Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» обеспечивает не только задачи модернизации здравоохранения, но и активно способствуют развитию самого обязательного медицинского страхования. Закон закрепил ряд новых норм, которые существенно расширяют права граждан - это самостоятельный выбор человеком страховой медицинской организации, медицинской организации и врача. С 1 мая 2011 года введен в обращение полис обязательного медицинского страхования единого образца, который действует на всей территории Российской Федерации. Полис единого образца решает многие проблемы, с которыми раньше приходилось сталкиваться застрахованным. В первую очередь, он позволяет обращаться и получать медицинскую помощь в любом лечебном учреждении системы ОМС, независимо от того, в каком регионе вы проживаете. Тем самым, единый полис обеспечивает равные возможности в получении бесплатной медицинской помощи и всеобщность обязательного медицинского страхования, а это одна из главных задач обязательного медицинского страхования.

Предупреждение заболеваний, создание профилактической среды, формирование здорового образа жизни, это еще одно важное направление, получившее развитие в последние годы. С 2006 года в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» значительные ресурсы были направлены на укрепление первичного звена и профилактику заболеваний. За шесть лет дополнительные профилактические осмотры прошли 483 тысячи человек, а это половина всего работающего населения Алтайского края. По нацпроекту в крае ежегодно осматривается более 6 тыс. детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Открыты Центры здоровья. Они работают в крае чуть более трех лет, но уже стали достаточно популярны у населения. В 2012 году их посетили 36,5 тысяч человек, при этом, обращаемость взрослого населения по сравнению с 2011 годом выросла на 20 процентов, а детей – в   8 раз. Положительный опыт дополнительной диспансеризации положил начало проведению всеобщей диспансеризации с 2013 года. В целом социальная политика края направлена на увеличение продолжительности жизни, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, сохранение и укрепление здоровья населения. Результатом проводимых мероприятий стал рост удовлетворенности застрахованных по ОМС граждан качеством медицинской помощи. Более того, в течение 2011 – 2012 г. не зарегистрировано жалоб на лекарственное обеспечение при оказании стационарной медицинской помощи и случаев отказа в помощи по Программе ОМС.

- С чего начался 2013 год для системы обязательного медицинского страхования?

- Надо сказать, что впервые Территориальная программа обязательного медицинского страхования принята на 3 года, на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годы, что обеспечивает необходимый горизонт планирования, поскольку мы видим тот объем средств, который будет направлен в здравоохранение в ближайшие годы. С 2013 года произошел переход на преимущественно одноканальное финансирование. Определены эффективные способы оплаты медицинской помощи, которые должны применяться в системе ОМС в соответствии с требованиями Базовой программы, как, например, на основе клинико-затратных групп, что позволяет отказаться от экстенсивных способов оплаты медицинской помощи за валовые показатели - койко/день, пациенто/день. В программу ОМС включены нормативы объёмов финансирования по профилактике, диспансеризации населения, неотложной и паллиативной помощи. Также в текущем году в программу ОМС включена скорая медицинская помощь, при этом принципы ее оказания сохраняются в полном объеме – всем нуждающимся, бесплатно и безотлагательно.

- Все о чем Вы рассказали, требует значительных финансов. Хватает у фонда средств на все заявленные направления?

- Для системы обязательного медицинского страхования последние годы проходят под знаком повышения уровня финансовой обеспеченности государственных гарантий. Более того, 2012 год стал в своем роде рекордным по объемам ресурсов медицинского страхования, направленных в лечебные учреждения края. В 2013 году все направления, финансирование которых в 2012 году производилось из различных источников, сохранены и обеспечены установленными тарифами на оплату медицинской помощи. В связи с переводом медицинских организаций, работающих в системе ОМС, на преимущественно одноканальное финансирование произошло расширение тарифа на оказание медицинской помощи, в том числе в части расходов на содержание медицинских организаций, финансовое обеспечение скорой помощи, отдельных направлений нацпроекта «Здоровье» и региональной программы модернизации, которые ранее обеспечивались федеральными средствами.

Таким образом, расходы на территориальную программу ОМС увеличены, что в свою очередь привело к росту уровня финансового обеспечения средствами ОМС в расчете на одного жителя и увеличению стоимости всех видов медицинской помощи.

Что в планах?

В первую очередь, исполнение всех параметров бюджета фонда, дальнейшее повышение качества, доступности медицинской помощи и обеспечение роста заработной платы, проведение всеобщей диспансеризации, контроль за рациональным и эффективным использованием лечебными учреждениями средств медицинского страхования, совершенствование защиты прав застрахованных граждан. Так, для пациентов в плане улучшения доступности консультативной помощи в медицинских организациях организована служба страховых представителей из числа специалистов территориального фонда и страховых компаний. Дальнейшее развитие получит информатизация здравоохранения: электронный документооборот, электронная запись к врачам, телемедицина.

 


Возврат к списку