Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Алтайская правда: 11.02.2012 год – Интервью И.В. Долговой Прежде всего – интересы пациента

Чуть больше года назад вступил в действие новый Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

Он сменил предыдущий, действовавший в  стране с 1993 г., и закрепил ряд принципиальных норм - самостоятельный выбор гражданином страховой медицинской организации, переход на полисы единого образца и многое другое. Но все мы знаем, как важно не только принять закон, но и реализовать его на практике. О новациях в системе ОМС рассказывает директор территориального фонда ОМС Ирина ДОЛГОВА.

Самостоятельный выбор

Весь прошедший год мы последовательно работали над реализацией положений Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» на основе плана, который нам утвердила администрация края. Одним из разделов его стал контроль за деятельностью страховых компаний. Мониторинг проводился как территориальным фондом, так и на уровне администрации края, с тем чтобы страховщики в полной мере выполняли все возложенные на них обязательства. И в первую очередь это своевременное финансирование лечебных учреждений, обеспечение населения полисами обязательного медицинского страхования, экспертиза качества медицинской помощи, защита прав застрахованных граждан и еще ряд важных вопросов. Сразу скажу, что вопросам повышения эффективности работы страховых медицинских организаций у нас всегда уделялось первостепенное внимание, а новый закон просто расширил наши возможности.

Что касается реализации прав, то с 1 января 2011 года граждане получили возможность свободного выбора страховой медицинской организации. В прежней редакции закона за них это делали работодатели или органы исполнительной власти. Правом выбора страховщика можно воспользоваться один раз в течение календарного года до 1 ноября. Сегодня в основном свое право на выбор СМО реализуют граждане, ранее не имевшие полиса, или, например, родители от имени своих новорожденных детей.

Новый федеральный закон также предоставил пациенту право выбора медицинской организации. Выбрать  можно из числа тех лечебных учреждений, которые работают в системе обязательного медицинского страхования. И если у человека есть такая необходимость, ему нужно обратиться к главному врачу с соответствующим заявлением. Выбор осуществляется также один раз в год.

На 2012 год в реестр включено 176 медицинских организаций  и 5 страховых медицинских организаций, которые будут работать в крае по ОМС. Эта информация в соответствии с новым законом размещена на официальном сайте фонда: www.tfoms22.ru.

Стимулы для состязательности

В целом новый закон предоставляет и принципиально новые возможности для улучшения организации медицинской помощи. Несмотря на то, что условия работы в системе обязательного медицинского страхования у всех страховых компаний одинаковые, но порядок выбора СМО, который заложен в законе, как раз и создает условия для конкуренции среди них.

Каждая страховая компания заинтересована, чтобы к ней пришло как можно больше населения, а значит, даже в равных условиях у СМО есть возможности улучшать свою работу. Удобное расположение офисов, вежливый персонал, консультативная помощь, доставка полиса на дом, - все служит этой цели. Например, уже в прошлом году для удобства населения страховые компании открыли ряд дополнительных офисов, проводят мероприятия по доступности пунктов выдачи полисов для лиц с ограниченными возможностями, увеличили консультативную помощь для населения и т.д.

С тем чтобы населению было проще выбирать, территориальным фондом разработаны критерии оценки деятельности страховых медицинских организаций. Оцениваться будут и количество жалоб, и ряд других показателей, но в первую очередь - как страховые организации контролируют качество медицинской помощи.

Эти данные являются открытыми, и, опираясь на них, граждане смогут определять для себя лучшую страховую компанию.

Хочу подчеркнуть еще один важный момент, который заложен в законе и также направлен на развитие конкуренции и улучшение работы. В ближайшем будущем лечебным учреждениям предстоит переход на одноканальное финансирование, а это означает, что в привлечении пациентов будут заинтересованы уже не только страховые компании, но и непосредственно лечебные учреждения.

«Адвокат» для пациента

К новым направлениям нашей работы со страховыми компаниями я бы отнесла и развитие службы страховых представителей. Их работа в медицинских организациях не только приближает необходимую помощь гражданам для решения их проблем на всех этапах оказания медуслуг, но и позволит страховым компаниям действительно стать «адвокатами» для своих застрахованных.

Здесь, конечно же, хотелось бы более широкого участия и большей инициативности со стороны страховых компаний. Но и пациентам не стоит забывать о своих страховщиках. Человек выбрал страховую компанию – он оказал ей свое доверие, и компания должна сопровождать своего клиента во всех вопросах, связанных с обязательным медицинским страхованием и медицинской помощью, а в случае необходимости защищать его права, в том числе, если потребуется, и представлять его интересы в суде.

Единый полис

Следующий шаг в реализации законодательства о медицинском страховании – это переход на полис единого образца. Как вы знаете, полис единого образца был введен в обращение с 1 мая 2011 года. К его преимуществам относится то, что он действует на всей территории страны, на полисе не указывается срок действия, его не нужно менять при смене страховой организации.

Поскольку до принятия нового закона у нас в крае все население было уже застраховано, то и полисы единого образца будут заменять старые постепенно, по мере необходимости. Хочу обратить особое внимание читателей на то, что все полисы ОМС, выданные до 1 мая прошлого года, остаются действующими вплоть до 2014 года. При этом в старом полисе даже не требуется отметка о продлении, и ни работодатель, ни страховая компания, ни медицинская организация не имеют права требовать переоформления старых полисов ОМС.

И если у жителей края есть какие-то вопросы, то всегда можно обратиться в фонд по телефону 63-32-86 и получить все необходимые разъяснения.


Лариса ПРИСЯЖНАЯ


Возврат к списку