Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Журнал "Современные медицинские технологии" : статья о модернизации здравоохранения

Модернизация здравоохранения: от идей - к воплощению. 

Начальник Управления модернизации системы ОМС ФОМС О.В. Царева, Начальник Управления информационно-аналитических технологий ФОМС Ю.А. Нечепоренко в интервью журналу "Современные медицинские технологии".

Масштабная модернизация здравоохранения, проводимая в настоящее время в нашей стране, как известно, направлена на повышение качества медицинского обслуживания населения в самом широком смысле этого понимания. Однако, если взглянуть внимательно на непростой процесс обновления системы здравоохранения, то на первый план выйдут программы модернизации, которые реализуются сегодня в регионах России. Речь идет, прежде всего, о трех основных направлениях:

- модернизация материально-технической базы лечебных учреждений; - внедрение в здравоохранение современных информационных систем;

- внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности оказания медицинской помощи в амбулаторном звене.

Данные направления представляют собой основной костяк задач, на решение которых в 2011-2012 годах выделены огромные средства. В системе обязательного медицинского страхования - на программы субъектов Российской Федерации выделено 620 млрд. рублей, так по состоянию на 1 октября 2011 года на финансирование региональных программ модернизации уже направлено более 133 млрд. рублей.

Благодаря своевременному финансированию активно улучшается и материально-техническая база лечебных учреждений - в них проводится как текущий, так и капитальный ремонт. Кроме того, для нужд ЛПУ закупается новое медицинское оборудование, в большинстве регионов приобретаются современно оснащенные автомобили скорой медицинской помощи.

Развитие какой-либо отрасли немыслимо без применения высоких технологий. Так, в сфере здравоохранения ведется работа по созданию единой информационной системы. В рамках создания такой системы всем субъектам РФ предстоит повысить техническую оснащенность лечебных учреждений. Сюда относится приобретение компьютерного оборудования, организация локальных вычислительных сетей в медицинских учреждениях, обеспечение их современными информационными каналами связи для взаимодействия с федеральным центром, территориальными фондами обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями и, конечно же, друг с другом.

Во всех субъектах Российской Федерации предстоит организовать работу по ведению электронных медицинских карт пациентов. Эти карты нужны для того, чтобы врачи могли иметь доступ к информации о состоянии здоровья гражданина, в какой бы точке Российской Федерации он ни находился. Разумеется, в этом случае медицинские работники должны обладать соответствующими правами доступа к персональным данным пациента. Также необходимо организовать предоставление такой услуги, как электронная запись к врачу, чтобы уменьшить очереди в регистратурах и дать гражданам возможность разными способами осуществить запись как в своем субъекте, так и, при необходимости, в лечебном учреждении соседнего региона. В результате гражданин сможет записаться на прием к врачу как традиционным способом в регистратурах, по телефону, так и через Интернет либо с помощью других информационно-коммуникационных устройств. Наконец, предстоит обеспечить актуальное и достоверное ведение единого регистра медицинского персонала и паспортов лечебных учреждений, которые бы охватывали всю Российскую Федерацию. Указанные регистры должны обеспечить доступ к информации обо всех ресурсах системы здравоохранения – начиная от кадровых и, кончая техническими.

При этом защите персональных данных будет уделено особое внимание. Каналы связи планируется защитить таким образом, чтобы информация из них не могла попасть во внешний мир. Кроме того, на уровне региональных и федеральных информационных ресурсов базы по электронным медицинским картам будут храниться в деперсонифицированном виде. Иными словами, все персональные данные гражданина (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, информация о состоянии его здоровья) не будут находиться в одном месте. Это существенно снизит риск компрометации этих сведений.

Еще одной новацией, призванной сделать для граждан общение с органами здравоохранения более комфортным, должен стать полис ОМС единого образца. Речь идет о создании в Российской Федерации единой базы застрахованных граждан, которая поможет исключить дублирование страхования - в предыдущие годы количество застрахованных граждан превышало количество граждан в стране. Кроме того, имея полис ОМС единого образца, для всей страны , мы минимизируем возможность отказа гражданам в получении медицинской помощи на другой территории.

Полис обязательного медицинского страхования в той форме, в какой он существует сейчас, – это некий переходный вариант перед введением универсальной электронной карты гражданина, которая начнет действовать с 2012 года. Помимо прочего, в универсальной карте будет присутствовать приложение обязательного медицинского страхования, то есть своего рода полис ОМС. С помощью этой карты гражданин сможет записаться к врачу. В дальнейшем планируется с помощью универсальной электронной карты предоставлять и другие услуги в сфере здравоохранения – например, как доступ к данным своей электронной медицинской карты или удаленный заказ каких-либо справок, - чтобы сократить до минимума необходимость являться в медицинское учреждение.

Конечно, нельзя говорить о модернизации здравоохранения, не затронув такой важный элемент работы всей системы, как стандарты оказания медицинской помощи. Таким образом, мы подошли к третьей многоплановой задаче, предусмотренной Федеральным законом от 29 ноября 2010 года №326 – ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»,- по внедрению стандартов. С одной стороны, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования дополнительно финансирует медицинские услуги, которые оказываются по стандартам, утвержденным Минэкономразвития России, в субъектах Российской Федерации, доводя ее финансовое обеспечение до необходимого уровня. Эти деньги расходуются как на заработную плату, так и на лекарственные средства в лечебных учреждениях в стационарном звене. Напомним, что наше Правительство поставило задачу довести увеличение фонда оплаты труда медицинских работников до 30% от существующего на сегодняшний день. Дополнительные средства отчасти помогают решить и эту задачу, но абсолютно не снимают ответственность хозяйствующих субъектов самостоятельно, из собственных источников увеличивать и индексировать заработную плату. С другой стороны, – это повышение доступности амбулаторной помощи, связанное с тем, что сейчас амбулаторно-поликлинические учреждения недостаточно укомплектованы врачами узкой специализации. Таким образом, повышение зарплаты этой категории медицинских работников – не просто ее повышение, а ориентация на результат, зависящий от внедрения более эффективной формы оплаты труда, это позволит сделать работу в поликлиническом звене более привлекательной и хорошо оплачиваемой. Данное обстоятельство, в конечном итоге, положительно скажется на всех гражданах Российской Федерации, которые смогут своевременно получать качественную медпомощь.

Введение стандартов оказания медпомощи прочно увязано с новой перспективной схемой финансирования здравоохранения. Переход на одноканальное финансирование через систему ОМС, который планируется осуществить в 2013 году, должен сделать процесс распределения средств на региональное здравоохранение, управляемым, понятным, эффективно работающим. При одноканальном финансировании оплата медицинской помощи будет осуществляться по полному тарифу, включающему все статьи расходов медицинских организаций (за исключением капитального строительства и дорогостоящего оборудования). Напомним, что для перехода на новую систему финансирования в 2010 году было принято решение об увеличении расходов на нужды здравоохранения- так, тариф на страховые взносы в систему обязательного медицинского страхования был увеличен с 3,1% до 5,1% в 2011 году. В результате увеличения тарифа страхового взноса на два процентных пункта система ОМС в 2011-2012 гг. получит дополнительно почти 460 млрд. рублей, которые уже сейчас направляются на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения . С 2013 года данные средства будут направляться на оплату медициной помощи, оказываемой застрахованным лицам, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

С 2012 года размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения устанавливается федеральным законом, что позволит обеспечить выполнение подушевого норматива, а также передать в систему обязательного медицинского страхования часть средств на обеспечение дополнительных статей расходов (расходов медицинских организаций на услуги связи и информационных технологий, транспортные услуги, содержание имущества, коммунальные услуги, прочие расходы), ранее финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В реализации региональных программ модернизации, помимо вышеперечисленных направлений, заложены еще многие составляющие будущего обновленного здравоохранения. Например, большое внимание уделено детскому здравоохранению. Кроме ремонтных работ в детских поликлиниках и приобретения нового оборудования, осуществляется внедрение стандартов оказания медпомощи детям, повышение заработной платы врачам детских поликлиник, а также ряд новых мероприятий, инициированных Правительством Российской Федерации. Речь идет, в частности о диспансеризации 14-летних подростков, о создании центров кризисной беременности, где женщины, попавшие в сложную жизненную ситуацию, могут получить определенную моральную и материальную поддержку, для того чтобы они сохранили ребенка; это и мероприятия по оказанию помощи недоношенным детям и другие.

Между тем необходимо учитывать всю сложность проводимых изменений, которые подчас сталкиваются с законодательными недоработками в регионах. Не всегда и не все нормативные правовые акты на уровне субъекта РФ оказываются принятыми вовремя. Есть сложности с заключением контрактов, проведением конкурсов на покупку оборудования. В настоящее время в большинстве регионах России все-таки есть понимание, что решение этих задач необходимо для укрепления демографической ситуацию. Думаю, что в ближайшее время работа войдет в ритмичный график, и мы не будем наблюдать ситуацию, когда деньги по какой-то причине вовсе не расходуются или расходуются незначительно.

 


Возврат к списку